Районное методическое объединение председателей учебно-методических объединений классных руководителей учреждений образования Московского района г. Минска - rcpp.by

Районное методическое объединение председателей учебно-методических объединений классных руководителей учреждений образования Московского района г. Минска

Когда в классе тишина – это не всегда признак погружения в учебу. Иногда за ней скрывается настоящая буря: невысказанные переживания, страх одиночества или ощущение безысходности. Как педагогу отличить обычную усталость от тревожных сигналов, которые могут спасти жизнь подростка? Ответ на этот вопрос искали председатели учебно-методических объединений классных руководителей учреждений образования Московского района г. Минска 16 октября 2025 года в ГУО «Средняя школа № 9 г. Минска имени В.И. Щербацевича», где прошло методическое объединение на тему «Профилактика суицидоопасного поведения несовершеннолетних. Распознание признаков и маркеров кризисного состояния» с участием психолога Республиканского центра психологической помощи Института психологии БГПУ Дмитрия Сенникова.
Вместо абстрактных теорий встреча предложила педагогам четкий и практичный алгоритм действий. Специалист центра сразу обозначил главную мысль: каждый классный руководитель – это не просто преподаватель, а важное звено в системе помощи подростку. Именно педагог первым может заметить изменения в поведении и вовремя отреагировать.
Первый шаг алгоритма – научиться распознавать неочевидные сигналы. Психолог детально разобрал, как кризисное состояние маскируется под учебные трудности или особенности характера. Резкое снижение успеваемости, потеря интереса к общению, нехарактерная раздражительность или, наоборот, апатия – все это может быть тихим криком о помощи.
Второй шаг – правильный диалог. Педагоги узнали конкретные фразы и тактики, которые помогают установить контакт с подростком без давления и оценки. Как спросить о трудностях, чтобы не испугать? Как предложить помощь, не вызывая сопротивления? На эти вопросы участники получили практические ответы, которые можно применять уже сегодня.
Третий шаг – эффективное направление к помощи. Здесь незаменимым помощником становятся конкретные ресурсы, названные Дмитрием Сенниковым и методические материалы с сайта РЦПП. Эти пособия – настоящая дорожная карта для педагога в сложной ситуации.
Итогом встречи стало не просто получение информации, а формирование у слушателей готовности немедленно применять новые знания на практике. Участники убедились: теперь у них есть не просто теория, а конкретный инструмент, который поможет не пройти мимо чужой беды и, возможно, спасти жизнь подростка.