Состоялась онлайн-презентация белорусской модели «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования»
18 июня 2020 года в ходе круглого стола, проходившего на базе БГПУ имени Максима Танка, состоялась онлайн-презентация белорусской модели «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования». Данная модель разработана с целью предотвращения буллинга, психологического и физического насилия среди участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей.
В обсуждении приняли участие заместитель министра образования Республики Беларусь Александр Владимирович Кадлубай, ректор БГПУ Александр Иванович Жук, представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь Рашед Мустафа Сарвар, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Польша в Республике Беларусь Артур Михальски, директор Института психологии БГПУ Дмитрий Григорьевич Дьяков, начальник Республиканского центра психологической помощи Матюхова Ольга Викторовна, представители школ, в которых модель будет внедряться, менторы программы.
Белорусская модель является результатом научно-исследовательской работы по адаптации хорватской модели «Безопасная и поддерживающая среда в школах», проведенной БГПУ в партнерстве с представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) при содействии Министерства образования Республики Беларусь и поддержке фонда «Польская помощь» при Министерстве иностранных дел Республики Польша. Установлено, что Хорватская модель положительно зарекомендовала себя в практической имплементации. В школах Хорватии, где она была внедрена, количество фактов буллинга сократилось в два раза.
Имплементация белорусской модели включает в себя поступательную реализацию семи шагов, которые будут способствовать формированию у учеников школ ценностей взаимного уважения, установлению системы контроля за их соблюдением, а также включению родителей, учителей и представителей местных органов власти в процесс профилактики насилия.
Проект будет осуществляться при помощи ментора — внештатного участника образовательного процесса, независимый взгляд которого выступит гарантом выстраивания доверительного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Предполагается, что с помощью модели будут сформированы условия, максимально обеспечивающие психологическую безопасность в школе. В будущем учреждения, которые успешно реализуют все шаги программы, могут получить статус «дружественной школы / гимназии / лицея / колледжа».
Автор хорватской модели профессор психологии, авторитетный специалист в области гештальт-терапии Ясенка Преград (г. Загреб, Хорватия) в ходе круглого стола отметила высокий уровень работы специалистов, принимавших участие в создании, адаптации и апробации белорусской модели.
Также 18 и 19 июня 2020 года были организованы и проведены онлайн-тренинги для белорусской команды специалистов, которые будут внедрять модель в образовательный процесс.