1 сентября: как помочь ребёнку легко вернуться к учёбе - rcpp.by

1 сентября: как помочь ребёнку легко вернуться к учёбе

Подготовка к новому учебному году – это очень относительная вещь. Для одних важно за месяц начать подготовку (покупка необходимых товаров для школьников, режим дня, подбор занятий во внеурочное время и прочее), для других будет достаточным одного/ двух дней. Необходимо учитывать наличную ситуацию перед новым учебным годом. Если это семья, в которой ребёнок идёт в первый/ выпускной класс, или в которой ребёнок меняет школу, то такого рода ситуации требуют боле длительной подготовки. Это связано скорее с психологическим аспектом подготовки, чем с техническим. Безусловно, что в выше перечисленных ситуациях присутствует тревога и волнения по поводу различных аспектов (адаптация, вхождение в новый коллектив, взаимоотношения с одноклассниками/ учителями, определение своего дальнейшего жизненного пути и т.д.)  Важно учитывать сопутствующий уровень тревоги. В случае, если родители или сам ребёнок испытывает волнение перед новым учебным годом, то подготовку лучше начать заранее. В этом им на помощь придут хлопоты, которые помогают понизить уровень тревоги: совместная покупка канцтоваров, школьной формы, составление расписания с учётом занятий в секциях/ кружках/ в центрах подготовки к ЦТ и пр. Если вы родитель первоклассника, то можно позаботиться и о налаживании режима дня, приближенного к школьному графику, показать ребёнку школу, дорогу к ней. Другое дело, когда с приходом нового учебного года у ребёнка ничего не изменяется (тот же коллектив, та же школа, та же внеурочная деятельность). В этом случае всё известно и предсказуемо. Подготовится к новому учебному году – это лишь дело техники.

На сколько важно соблюдать режим дня и питания?

Казалось бы, простая рекомендация по соблюдению режимных моментов – давно известная вещь. Но каждый раз о ней следует вспоминать и говорить. Это незамысловатая рекомендация оказывается крайне важной для организма как взрослого, так и ребёнка, когда мы включены в адаптационные процессы. Начало нового учебного год – это время адаптации. Для кого-то это просто перестройка после отпускного/ каникулярного периода к хоть уже известному, но позабытому организмом трудовому/ учебному режиму. Как с физиологической, так и физиологической позиций организму требуется перестройка. Безусловно, что «вспомнить» гораздо легче, чем «пройти впервые». Для тех, у кого новый учебный год совпадает с особенными периодами в жизни (первый класс, пятый класс, новое рабочее место, начало трудовой деятельности и т.п.), адаптация вероятно может проходить сложнее. Первое и наиболее простое, что необходимо сделать, – это наладить и соблюдать установленный Вами режим дня. В чем же бонусы его соблюдения? Закрепляя и исполняя последовательность повседневных действий (прием пищи, время сна и бодрствования, профессиональные занятия, время для общения с коллегами и близкими, любимое дело и т.д.), Вы тем самым позволяете сохранять в равновесии функционирование жизненных систем.  Находясь в режиме привычной работы, организм стабилен, а значит его физические и ментальные возможности оптимально сбалансированы. Также важно постараться обеспечить себе или ребёнку посильную физическую нагрузку (тренировки, зарядка, прогулки на свежем воздухе, велопрогулки. плавание и т.д.). Это тоже важно для сохранения химико-биологических процессов организма в привычном активном состоянии. Организм ответит Вам быстрым восстановлением и высокой адаптивностью в стрессовых ситуациях.

Покупка школьных принадлежностей и школьной формы могут настроить на позитивное отношение к учебе?

Одним из способов повлиять на отношение к учебе может быть совместный поход в магазин за покупкой школьных принадлежностей и формы. С одной стороны, желательно предоставлять ребенку максимум самостоятельности при выборе. Если для подростков возможность выразить себя с помощью своих вещей является крайне важной частью взросления, то для младших школьников самостоятельность может стать приятным новым опытом. При этом обязательно показывать свою заинтересованность, вовлеченность, очень желательно максимально активно вовлекаться в обсуждение плюсов и минусов. По возможности поход можно завершить визитом в кафе или каким-нибудь другим приятным совместным мероприятием. Чем больше положительных ассоциаций и эмоций будет связано со школой, тем лучше.

Насколько важен родительский настрой? Как выстроить дружеские отношения с детьми? Могут ли родители честно признаться, что также не рады началу учебного года?

Родительское отношение ко многим вещам детьми порой просто перенимается. Это естественно, это создает ощущение общности в семье и способствует передачи опыта, ценностей и способов поведения в обществе. Делается это абсолютно бессознательно, только с развитием подростковой критичности ребенок становится способным выделить свое собственное отношение, противопоставить его родительской позиции. Отсюда неизменно следует вывод, о важности транслируемых ценностей. Настрой родителей к школе, к обучению будет задавать тон и отношению ребенка. Сложно ожидать, что он полюбит школу, если родители сами ее критикуют, а учителей обесценивают. При этом важно не только слова, которые произносятся вслух, но и не высказываемое вслух отношение, которое дети могут считывать. Поэтому стоит каждому взрослому очень задуматься, не только о недостатках школы, но и о тех плюсах, которые она на самом деле дает.

Если у ребенка негативное отношение к школе уже сформировано, обязательно стоит обсуждать с ним возникающие у него трудности, признавать их, обсуждать и проводить в жизнь действия по их преодолению. Способность самостоятельно решать проблемы чаще всего развивается из опыта их совместного решения со взрослым человеком. Проблемы ли это в учебе или в отношениях с одноклассниками и учителями, если они затягиваются, стоит приходить на помощь ребенку. Это будет способствовать и выстраиванию дружеских отношений в семье, и позволит выровнять отношение ребенка к школе, которое очень для него важно.

Если в школе действительно имеется некий негативный аспект, очевидный и детям, и взрослым, имеет смысл называть вещи своими именами, но говорить об этом именно как об одной определенной черте, а не как о всей школе целиком. Как будто мы говорим о хорошем знакомом: «У всех бывают недостатки». Желательно при этом помнить и периодически говорить о том прогрессе, который случается с ребенком благодаря его обучению.

 Какие аргументы можно привести в пользу школы ?

В выстраиваемой системе аргументов в пользу школы родителям и другим значимым взрослым ребёнка следует всё же придерживаться основной линии, настраивающей на главную задачу посещения учреждения образования (учебная деятельность). Важно донести, что учёба – это то, что ребёнок делает для себя, для своего развития, для приобретения новых знаний и умений. То, что он узнает, чему научится, будет способствовать его личному росту и развитию. С другой стороны, в школьной жизни есть иные привлекательные для ребёнка моменты, которые могут использоваться как аргументы в пользу формирования позитивного настроя перед новым учебным годом. Безусловно, одним из важных аспектов школьной жизни является общение, которое особенно актуально для подростков да надо сказать, что и для детей любого школьного возраста. Но при условии, что у ребёнка нет в этой сфере проблем (буллинг, конфликты, непопулярность и прочее). Также можно использовать в качестве аргумента в пользу школы – сферу досуга (занятия по интересам, секции, кружки, внеурочная деятельность, экскурсии).

Когда нужно составлять план на ближайший год, записывать детей в кружки и секции?

Безусловно, посещение различных секций и кружков по интересам очень важно для полноценного развития личности ребенка. Как везде успеть, как грамотно совместить учебу в школе и дополнительное образование ребенка – эти вопросы начинают беспокоить современных родителей накануне учебного года. Здесь важно заранее предусмотреть предстоящую нагрузку на ребенка, ответив на следующие вопросы: «Хватит ли ему сил и времени на учебу в школе и посещение, например, курсов программирования?», «Насколько удобно будет добираться ребенку до той или иной секции?», «Сможет ли он делать это сам либо необходимо сопровождение взрослых?» Поэтому планировать деятельность ребенка (учебную и внеурочную) лучше, по возможности, в августе, перед началом школьных занятий. Именно тогда начинают появляться самые привлекательные (в том числе, и с финансовой точки зрения) предложения, можно выбрать наиболее удобное время и место для занятий вашего ребенка. Возможно, в сентябре, с началом учебы, придется внести некоторые корректировки в расписание, но в целом вы уже будете понимать степень загруженности вашего сына или дочери. Важно соблюсти «золотую середину»: дать ребенку возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и, в то же время, не перегрузить его. Ведь учебу и школьную жизнь никто не отменял! Не стремитесь «объять необъятное», удовлетворить свои родительские амбиции. Трезво оценивайте таланты и возможности ребенка, и тогда дополнительные занятия будут приносить ему знания, пользу и удовлетворение!

Стоит ли заранее оговаривать цели на год, например, оценки не ниже семи, за хорошее поведение подарок в конце четверти и т.д.

Родителям необходимо разводить такие понятия как карманные деньги и оплата за учёбу. Главное, что необходимо понимать взрослым это то, что ребёнок посещает школу, уроки исключительно для самого себя, чтобы приобрести знания, умения и навыки, которые впоследствии ему могут пригодиться не только в жизни, но и для поступления в будущем. Мотивировать ребёнка к учёбе за счёт денежного поощрения, стимулировать материально — это не про школьную мотивацию. Если родители хотят замотивировать ребёнка к стремлению получить знания и хорошие оценки, правильнее будет обратиться к истинным мотивам учебной деятельности. Например, интерес — узнать что-то новое, удовлетворить любопытство; одобрение, похвала, оценка учителя за подготовленный материал; успех от достижения поставленной цели, насколько точно ребёнок справился с поставленной задачей, преодоление трудностей, саморазвития через полученные знания, научился делать что-то новое, новые школьные друзья, авторитет и уважение среди сверстников и учителей.

Что можно сделать в последние дни лета, чтобы адаптация прошла легче (общие походы в театр, поездки за город, на море)

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе, и это абсолютно нормально. И если у подростков трудности чаще носят психологический характер, то младшие школьники могут испытывать еще и проблемы со здоровьем. Поэтому лучше заблаговременно помочь ребенку втянуться в учебный процесс. Перестройка режима дня и максимальное приближение его к школьному, полноценный сон, сбалансированное питание, прогулки на свежем воздухе – это, безусловно, определяющие факторы для успешной адаптации к учебе. Здорово, если в августе получится съездить с ребенком на море, это укрепит его здоровье и иммунную систему, даст заряд бодрости, сил и витаминов. Но не менее важным будет и психологический настрой на предстоящую учебу. Очень эффективным будет совместный выбор и покупка школьных принадлежностей и формы, чтение увлекательных детских книг о школе, рассказы близких о своей школьной жизни. В конце августа в афишах многих музеев, библиотек и других детских учреждений появляются приглашения на различные квесты и интерактивные мероприятия, посвященные новому учебному году. Они, как правило, очень увлекательны и нравятся детям, помогают им «погрузиться» в атмосферу знаний и настроиться на предстоящую учебу, что благоприятно сказывается на успешной адаптации. В последние недели августа, как правило, происходит выбор и планирование внеурочной деятельности школьников (выбор секций по интересам, курсов и кружков). Когда ребенок делает это вместе с вами – это позволяет ему заранее настроиться на учебный лад и сводит к минимуму негативные последствия адаптации к школе. Самое главное, помните, что ребенку не справиться с адаптационным периодом между долгими летними каникулами и школьными буднями одному. Ему необходима ваша поддержка. И как бы ни проходил период адаптации, важно, как можно чаще, говорить своему ребенку, что вы его любите таким, какой он есть. Именно это хочет услышать каждый ребенок, и именно это позволяет ему преодолевать все трудности и чувствовать себя счастливым!