Госпитализация ребёнка: рекомендации для родителей - rcpp.by

Госпитализация ребёнка: рекомендации для родителей

Больничные условия кардинально отличаются от тех, к которым привык ребёнок в обычной жизни. Это погружение в новую реальность, порой очень трудную как для самого ребёнка, так и для его семьи. Для того, чтобы помочь ребёнку лучше адаптироваться к новым условиям, важно понимать и знать, какие факторы являются для Вашего ребёнка травмирующими. С одной стороны, это факторы, связанные с лечением – боль и побочные эффекты, с другой стороны, это ситуация, в которой оказывается ребёнок. Именно они и являются источником психологических проблем. Изоляция, ограниченная активность, отрыв от друзей и одноклассников, всё это может приводить к нарушениям поведения, изменениям в отношениях со сверстниками.

Подготовка ребёнка к госпитализации и предстоящим медицинским манипуляциям поможет проработать возникающие страхи и волнения. Она позволит пройти адаптацию к ситуации менее болезненно, и последующие психологические реакции будут более предсказуемыми. В своих рекомендациях мы постарались описать, как помочь родителям и членам семьи приспособиться к ситуации, связанной с госпитализацией ребёнка, поддержать ребёнка, помочь ему лучше адаптироваться к новым временным условиям, обеспечить потребности ребёнка, не забывая при этом о своих желаниях.

 

Советы для родителей:

 Ребёнок и неизвестность

Не скрывайте от ребёнка куда вы идёте. Когда ребёнок не знает куда его ведут, он воспринимает это пространство как угрожающее, как место, где ему будут причинять вред. Родитель не рассказал, потому что оберегает его и не хочет пугать заранее. От недостатка информации детская фантазия может рисовать ужасные картины. Если ребёнка ожидают процедуры, например, забор крови или прививка, скажите ему, предупредите, что может быть больно, но это совсем недолго.

Уверенность и спокойствие

У некоторых родителей есть установка, что больница —  это место в котором происходят манипуляции, связанные с болью. Рекомендуется заменить на установку, которая будет озвучиваться ребёнку: больница — это помощь, выздоровление, облегчение. Позитивное отношение формирует доверие к врачам и медицинскому учреждению, в котором помогают.

Понять и принять причину страха

Прибегая к насильственным методам лечения, например, удерживая, шантажируя или угрожая, влить лекарство или заставить его принять, бесспорно удастся, и Ваш ребёнок примет лекарство. Но не более одного-двух раз. Такие методы относятся к насильственным, а насилие при лечении –  худший из вариантов. Это приводит к усугублению страхов и отрицательных реакций на лечение и приём лекарств. Зачем это нужно? Стандартные ответы: «Так надо» или «Потому что», не подходят. Следует пояснить, зачем и каким способом избавляются от болезни, которая беспокоит Вашего ребёнка. Обладать медицинскими знаниями не обязательно, главная цель, которая преследуется, это стабильное эмоциональное состояние ребёнка, через его информирование. Ведь, как известно, больше в подобных ситуациях пугает неизвестность.

«Будь храбрым! Не бойся!»

Когда ребёнок делиться с родителями своими страхами и опасениями, не следует в такие моменты заставлять его быть «храбрым» или «хорошим мальчиком/девочкой». Ему важно понимать, что бояться — это не стыдно, а нормально. Знать о том, что Вы всегда его поддержите и сделаете всё необходимое, зависящее от Вас. За слёзы из-за страха или боли ребенок не будет осуждён и порицаем. Это поможет ребёнку справиться со страхами и тревогой. Если придерживаться данного правила, медицинские процедуры и осмотры будут менее травматичными для психики ребёнка, а каждый последующий раз будет проходить с меньшим скандалом.

Сравнение

 Есть дети, которые переносят с достоинством все тяготы медицинского лечения, и, сравнивая своего ребёнка с такими детьми, родитель не помогает в воспитании стойкости, а лишь увеличивают неуверенность в себе и нерешительность. Ребёнок стремится заслужить любовь и заботу своих родителей, и, как следствие, соответствовать их ожиданиям. Но, как быть, когда возможности психологические и физические самого ребёнка и ожидания родителей не совпадают!?

Не запугивайте ребёнка!

Запугивание — малоэффективный инструмент. Так можно только усугубить ситуацию. Действуя подобным способом, ребёнок не только не избавится от существующих страхов, но рискует приобрести новые. Будьте честны. Так ребёнку будет проще Вас понять.

«Сам виноват!»

Обвиняя Вы усилите страх и чувство вины. Важно обсудить с ребёнком ситуацию, которая привела к данным последствиям, насколько его неправильное поведение явилось причиной болезни. Обсуждение не проходит в рамках обвинительной речи и упрёков. Необходимо прийти к пониманию причинно-следственной связи между неправильным поведением и болезнью, в конце сделать выводы о том, что случилось и что необходимо делать, чтобы избежать подобной ситуации в будущем.

Разговаривайте с ребёнком о происходящем

Каждый раз объясняйте, что происходит и что ещё предстоит пройти во время процедур или лечения. Обсуждая, объясняя и предоставляя ребёнку возможность высказаться, Вы, таким образом, снимаете напряжение и снижаете у него уровень тревоги. По возвращению домой, после госпитализации, обязательно поговорите с ребёнком о том, что он пережил, через что пришлось пройти. Похвалите за терпение. Примите все его страхи и жалобы, согласитесь с ним и порадуйтесь тому, что теперь он здоров, но не без помощи врачей.

Почему это важно?

На фоне проводимых и пережитых процедур, любой человек, не только ребёнок, испытывает неспособность сопротивляться и бороться, так появляется чувство беспомощности. Так же те условия, в которые попадает ребёнок далеки от домашних. В больнице он сталкивается с такими факторами как постоянный шум, ограничение в общении и движении, яркий свет, множество медицинских манипуляций, боль и нарушение сна.  Пережитый стресс, может порождать посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). После выписки у ребёнка возможны различные физические проявления, например, дрожь в теле, озноб, избегание воспоминаний, проблемы со сном, ночные кошмары, раздражительность и проблемы с концентрацией внимания. Если симптомы не ослабевают по истечении месяца, то можно сказать, что это ПТСР.  Причина в том, что, находясь в лечебном учреждении, у ребенка нет возможности бежать, драться, то есть он не может реализовать свои естественные реакции на стресс, чаще всего они оказываются подавленными. Но после того, как ребёнок попадает в безопасную среду, ничего ему не угрожает, он расслабляется и может отреагировать на всё то, что хотелось, но так долго не получалось.

Обычно      ребёнок, который испытывает ПТСР, может избрать одну из двух стратегий. Первая – ребёнок «бушует». Вторая – уход в замирание («заморозился»). В первом случае это хорошая реакция на переживание травматического опыта. Ребёнок психологически готов к проживанию своего негативного опыта. В любом случае родитель может помочь своему ребёнку прожить его вместе.

Вариант отреагирования через игру:

  • игра в больницу и в больничные процедуры, которые ребёнку пришлось пережить;
  • играйте между собой или включите в игры остальных членов семьи;
  • сделайте друг другу «уколы» или другие манипуляции, о которых он попросит;
  • не пугайтесь, если ребёнок во время игры начнёт проявлять агрессию или убегать от «доктора». Дайте ему возможность отреагировать сейчас так, как он не смог во время своего нахождения в медицинском учреждении.

Запомните, что важно при проявлении симптомов ПТСР обратиться за помощью к специалистам, не надейтесь только на свои силы или на то, что время лечит. Такой подход может привести к нежелательным психологическим последствиям. Тем более, что специалист предоставит Вам ряд рекомендаций, которые будут полезны как Вам, так и Вашему ребёнку в сложившейся ситуации.

 

Госпитализация

Если госпитализация ребёнка проходит вместе с Вами

  • Помните, вы не одна/один. Вы для ребёнка такая же опора, как и он для Вас.
  • Когда ребёнок убегает, прячется, кричит это не говорит о том, что Вы плохой или некомпетентный родитель. Такое поведение – это признак беспомощности и безысходности. Не срывайтесь на ребёнке. Ему страшно и многое непонятно в той ситуации, в которую он попал.
  • Чувство вины за то, что ребёнок может ночью плакать и не спать, не должно Вас беспокоить. Вспомните о том, что такое поведение ребенка — это следствие того, что ему плохо. Он так ведет себя не специально или назло.
  • Вы имеете право на слабость, усталость и страх. Близким людям можно рассказать о том, как Вы себя чувствуете. Не играйте в супергероя.
  • Найдите и подпишитесь на тематические чаты и группы родителей, которые поддерживают друг друга. Таких источников вполне достаточно на просторах интернета. Там находятся родители, которые либо находятся в такой же ситуации как Вы сегодня, либо уже её преодолели. Это дополнительные слова поддержки, дополнительная информация об условиях пребывания в том или ином лечебном учреждении или о записи к врачу-специалисту.
  • Ход течения заболевания для каждого ребенка индивидуален. Каждый переносит заболевания по-своему. Не сравнивайте, как с подобным диагнозом другой ребёнок идёт на поправку: быстрее или медленнее, чем Ваш. Цель нахождения в лечебном учреждении – выйти здоровыми. Следовательно, необходимо принять, если врачи не выписывают, значит так необходимо.

Помните, что каждый случай и диагноз индивидуален, двух одинаковых не бывает.

 

Экстренная госпитализация

Идеальный вариант, когда Вы можете постоянно присутствовать рядом с ребёнком, но это во многом зависит от состояния ребёнка, условий стационара и возраста. Как уменьшить психологические последствия, если Вы вынуждены оставить ребёнка в больнице одного. В случаях ряда заболеваний требуется экстренная госпитализация. Именно в таких ситуациях нет времени на психологическую подготовку ни для себя, ни для ребёнка.

Рекомендации специалистов:

  • Не паниковать. Ребёнок очень хорошо считывает все состояния своих родителей. Действуйте максимально слажено и четко. Когда Вы начинаете тревожиться, то ребёнок тревожится вместе с Вами. Он начинает воспринимать место, в которое его увозят, как нехорошее, и думать, что дела у него плохи.
  • Имейте подготовленный список вещей для больницы. Составьте его заранее и пусть он будет у Вас под рукой, чтобы в случае необходимости действовать организованно и быстро.
  • Все необходимые документы, в том числе медицинские, должны находиться в одном месте. Чтобы их поиски не занимали много времени, в котором Вы и без того ограничены.
  • Держите себя в руках. Не раскисайте. В больницу с ребёнком должен поехать один эмоционально устойчивый родитель либо оба. Это необходимо для того, чтобы правильно и эффективно оценивать информацию от врача.
  • По дороге в больницу держите ребёнка за руку или на руках. Сохраняйте эмоциональную стабильность, поддерживайте ребёнка. Помните, что ребёнок всё считывает с Вас.

 

Плановая госпитализация

Дети с хроническими заболеваниями находятся в больнице на обследовании регулярно. Они адаптированы к больничному стационару и уже имеют понимание того, что их ожидает. Знают о больничных часах посещения детей и об общем режиме. Есть ряд обстоятельств, когда ребёнок разово госпитализируется по плану. Например, общее обследование для постановки подробного диагноза или ЛОР-операция. В таких случаях у родителей есть возможность подготовить ребёнка к предстоящей разлуке с семьёй и тому, что его ожидает.

Рекомендации специалистов:

  • Подготовка за 1-2 недели. Отвечайте на вопросы, которые волнуют и беспокоят ребёнка.
  • Расскажите о том, что ему предстоит в больнице. Донесите до него важность и необходимость нахождения в больнице ради его здоровья. О том, что после этого он будет лучше себя чувствовать (меньше болеть, не будет кашлять и т.п.).
  • Говорите правду. О том, что он будет некоторое время без Вас, если допускается посещение, то Вы обязательно придёте к нему. О том, что там есть другие дети, и он не будет один, что рядом будут врачи и медсёстры.
  • Соберите вещи вместе. Пусть ребёнок принимает активное участие в сборах. Согласуйте книги и игрушки, которые он возьмёт с собой.
  • Не угрожайте. Лечение — это не наказание за плохое поведение, а необходимость на пути к выздоровлению. Не запугивайте медицинским персоналом.
  • Про сон. Если Вашему ребёнку предстоит анестезия, объясните ему, что он заснёт и когда проснётся, то всё уже закончится. Ваши опасения о вреде наркоза (если такие имеются) – лишняя информация для ушей ребёнка. Так тревога и страх, только увеличатся.
  • После операции ребёнок часто не понимает, почему он чувствовал себя до – хорошо, а после — плохо. Необходимо предупредить и обговорить, что в первые дни, место, где будут делать операцию, может болеть, но потом станет лучше.

 

Про адаптацию

Здесь важно учитывать следующие факторы: был ли у ребёнка опыт госпитализации, возраст, тяжесть заболевания, индивидуальные и психологические черты личности. В первые дни ребёнок может быть настороженным, не общаться с другими детьми, проситься домой. Но уже через три-пять дней, начинает привыкать к больничному режиму. Родительское отношение очень важно. Ребёнок нуждается в посещениях, именно в первые дни он ощущает себя покинутым и одиноким. Но родительская чрезмерная опека и беспокойство ребёнку могут навредить. Главное, чтобы была поддержка, через которую он выработает свои стратегии и внутренние ресурсы, чтобы справиться с новыми обстоятельствами.

Про налаживание контактов

Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок знал имена специалистов в своём отделении и не боялся при необходимости обращаться к ним за помощью. Не выясняйте при ребёнке тонкостей его диагноза и заболевания, оградите его от своих опасений. Непонятные слова могут его беспокоить и волновать.

Посещение

Чем младше ребёнок, тем больше слёз при посещении его родителями, так как он не отпускает их домой. Уточните у специалистов, как ведёт себя ребёнок в Ваше отсутствие. Если ребёнок ведёт себя также, как и в обычных ситуациях: общается с другими детьми, играет, занимается любимыми делами, включается в обычный режим, – значит, адаптация проходит нормально и нет повода для беспокойства. В противном случае Ваше присутствие там необходимо. Поговорите с заведующим отделения, чтобы узнать, как Вам могут помочь.

Посещение родственниками

Так бывает, что в один день к ребёнку приходит много людей, а в какой-то из дней нет никого. Согласуйте с родственниками порядок посещения. Если же состояние ребёнка тяжёлое, то желательно только присутствие самых близких людей. Объясните родным, как и чем они могут Вам помочь (приобретение лекарств, помощь по дому). Постарайтесь оградить ребёнка от эмоционально неустойчивых родственников. Вид плачущих бабушек и дедушек, могут только навредить эмоциональному состоянию ребёнка. Постарайтесь заранее обсудить с ними, что стоит делать, и чего не стоит; как себя вести, когда сложно контролировать свое поведение и эмоции.

О чём говорить

Хорошие новости сейчас для ребёнка важны, он хочет слышать то, что в его лечении наметилась положительная динамика, что его страдания не напрасны, и он идёт на поправку. Сосредоточьтесь на хороших новостях. Лучше отложить на потом то, что может его расстроить или потревожить. Рассказывать необходимо дозировано и простым языком, а не выдавать всё как есть в полном объёме, дополняя медицинскими терминами. Психика ребёнка может не выдержать такого объёма негативной информации.

Сфокусируйтесь на положительном опыте

Расспрашивайте о том, что положительного и интересного происходит в его «больничной жизни». С кем познакомился, с кем подружился, что научился делать, с чем справился самостоятельно, кто помогал и т.п.

Ты молодец!

Отмечайте в его рассказах положительные изменения и хвалите за них, ведь с этим он справляется самостоятельно и ему важно услышать слова поддержки.

Планы на будущее

Ребёнку важно понимать, что он здесь не навсегда, и что после выписки он вернётся к своей обычной жизни. Куда бы вы вместе хотели сходить, что увидеть, у кого погостить, что купить. Любые новости и приветы от друзей и родственников, будут для ребёнка хорошим мотиватором к выздоровлению, ведь так он узнает, что его помнят, скучают, ждут и любят.

Обстановка

Цвета, окружающие ребёнка, важны. В больничных палатах не хватает ярких красок. Если позволяют возможности и правила больницы, можно позаботиться о том, какое постельное бельё будет у ребёнка, например, привезти его из дома (это создаст обстановку, приближённую к домашней постели), любимые игрушки, семейные фотографии.

Занятия

Следите за тем, чтобы ребёнку было чем заняться в свободное время. Если занятие одним делом надоело или начинает надоедать, то найдите ему замену, привезите что-то новое. Поспособствуйте тому, чтобы ребенок научился чему-либо новому: лепка, бисероплетение, квиллинг и т.п. Главное, чтобы это занятие приносило положительные эмоции. Можете начать с ребёнком новое занятие вместе во время посещения, но занятие должно быть ему по силам, чтобы он мог продолжить его без вас, или найдите что-то, что поможет развиваться в стенах больницы. Конструкторы, набор для детского творчества, столик-подставка на кровать, плеер – в современных телефонах есть встроенный плеер, если такого у ребёнка нет, тогда обычный. Для многих детей с выраженной тревогой спокойная музыка – это то, что помогает расслабиться, особенно перед отходом ко сну.

В конце посещения

За 20-30 минут до Вашего ухода, предупредите ребёнка об этом. Не затягивайте прощание, избегайте эмоциональных сцен. Обязательно предупредите, когда и в котором часу Вы снова к нему придёте. Приходите чётко к обещанному часу. Игрушка-защитник или предмет, который будет ассоциироваться с родителем. Ваша личная вещь, это то, что будет придавать уверенность и возможность Вашего незримого присутствия. Оберегающий предмет, может «защищать и оберегать» сон и покой ребёнка во время Вашего отсутствия.

Главное, что должен понимать ребёнок из всей сложившейся ситуации, это то что пребывание в лечебном учреждении временное: как только врач разрешит —  Вы вместе будете готовиться к выписке и возвращению домой.