Как помочь ребёнку пережить утрату?
Потеря близкого человека – это всегда тяжело, а детям это даётся ещё труднее. От того, как ребёнок справится с утратой, во многом зависит его будущее.
Как вы можете помочь детям пережить потерю?
▪Не удивляйтесь никаким поведенческим или личностным изменениям.
▪ Заботьтесь о них и утешайте, проводите с ними больше времени.
▪ Проследите, чтобы они знали, куда вы уходите, когда вы вернетесь.
▪ Разрешите им говорить о случившемся, когда им этого хочется.
▪ Поощряйте их к тому, чтобы они дали вам знать, когда они думают об этом или когда возникают новые реакции.
▪ Обозначайте словом – особенно с маленькими детьми – чувства, которые они испытывают: например, «тебе грустно», «тебе страшно», «ты печалишься» и т.п.
▪ Поговорите с учителями – чтобы они правильно поняли изменения в поведении детей.
▪ Будьте терпеливы, если у детей появляются затруднения, связанные с концентрацией внимания, с выполнением школьных заданий и в других областях.
▪ Следует понимать, что новые физические реакции, такие, как головная боль, слабость и т.п. являются ответом на переполняющие детей страхи и попыткой избежать их.
▪ Помогите детям поделиться своими страхами и беспокойством.
▪ Помогите детям часто возвращаться к добрым воспоминаниям о погибшем, особенно в самые трудные дни.
▪ Не торопите их, говоря: «Ну, пора уже об этом забыть».
Возрастные особенности переживания утраты детьми разного возраста:
В своем реагировании на утрату ребенок по мере взросления постепенно приходит к взрослым способам восприятия и переживания потери.
1.В возрасте от 3 до 6 лет дети воспринимают смерть сродни сну или путешествию. Ребенок не в состоянии понять значение слов «смерть», «всегда» или «никогда больше не вернется». Ребенок будет искать умершего человека, но, в конце концов, откажется от своих попыток и смирится; он будет реагировать на утрату, становясь надоедливым и раздражительным, или замыкаться в себе.
2.Младшие школьники (7—9 лет) часто задумываются о смерти, потому что они уже понимают, что смерть неизбежна и окончательна. Они знают, что основные жизненные обстоятельства изменить невозможно. В этом возрасте дети понимают реальность смерти, но им трудно вообразить себе, что они или близкие им люди могут умереть.
3.Для возраста 10—12-лет характерно периодическое чередование состояния грусти и развлечений, поэтому, чтобы минимизировать пугающие фантазии и сильные переживания у детей, важно давать им точную и подробную информацию о смерти и разрешать им задавать вопросы.
4.Мышление старших подростков уже похоже на способ мышления взрослых. Однако психологические защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя: «Кто я?» Ему необходимы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя или отказаться от чего-то в себе. Подростки могут регрессировать на более ранние представления о смерти, но обычно они заняты поисками смысла смерти.
Когда необходимо обратиться за профессиональной помощью:
▪ ребенок горько плачет в течение долгого времени
▪ у ребенка случаются частые и продолжительные приступы гнева
▪ происходят резкие изменения в поведении ребенка
▪ заметно снижаются школьные успехи и оценки
▪ ребенок надолго замыкается в себе
▪ ребенок теряет интерес к друзьям и к занятиям, которые он прежде любил
▪ ребенку снятся кошмары и нарушается сон
▪ ребенок часто жалуется на головные боли и другие недомогания
▪ ребенок резко худеет
▪ ребенок становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни
▪ ребенок видит будущее в мрачном свете, или вообще не проявляет интереса к этой теме.
Важно помнить, что все процессы протекают индивидуально и всем нужно разное время для восстановления. Будьте рядом!