Ты имеешь значение! Как ребенку защитить себя и свое личное пространство
Мы точно знаем, что агрессивное поведение — это плохо, что таким образом можно обидеть другого, да еще и разозлить человека. В противовес агрессивному поведению есть пассивное, когда мы не делаем ничего и не реагируем, когда нас обижают, но при этом чувствуем себя тоже достаточно некомфортно. Есть ли какие-то другие варианты поведения?
Существует так называемое ассертивное поведение, которое находится между агрессивным и пассивным, занимает такую своеобразную середину.
Ассертивное поведение — это умение чувствовать себя уверенно вне зависимости от мнения окружающих и при этом быть в гармонии с другими людьми.
Ученые во многих исследованиях обнаружили, что наличие ассертивного поведения напрямую коррелирует с самооценкой и наоборот. То есть ребенок, у которого стабильная самооценка, как правило, будет вести себя ассертивно.
Ассертивность, как модель поведения, зависит конечно же от особенностей личности и будет выражаться по-разному у интровертов и экставертов, здесь скорее важно гармонично ли чувствует себя ребенок.
Что же умеет ребенок, который чувствует себя ассертивно:
- Выражать свои желания, свою позицию;
- Принимать похвалу;
- Говорить «нет»;
- Говорить комплименты;
- Вести переговоры (в данном случае любая беседа, где ребенок может приводить свои аргументы и спокойно слушать аргументы своего оппонента);
- Защищать себя (опять же с помощью коммуникации).
Формированию ассертивного поведения также способствует то, что родители не стремятся сделать ребенка послушным любой ценой. Правила, запреты и ограничения необходимы, но у ребенка не должно сформироваться убеждение «я — хороший, только если мною довольны». Быть послушным во что бы то ни стало — это залог неумения выстраивать личные границы и говорить «нет». Именно такие «хорошие» дети, став взрослыми, чаще всего могут попасть в нездоровые, токсичные отношения, как на работе, так и в личной жизни — из-за неумения отстаивать свои границы, оберегать личное пространство, незнания собственной ценности, зависимости от чужого мнения.
Как помочь ребенку развить ассертивное поведение?
Первое, что очень важно — говорить о том, что вы чувствуете, как взрослый человек, в той или иной ситуации (это касается всех спектров чувств).
Существует определенная модель того, как вы можете это делать: обращаться через Я-конструкции (высказывания), затем говорить, что вы чувствуете, и в конце факт (по поводу чего вы обращаетесь и что конкретно вызвало переживания).
Например, «Меня огорчило, что ты в течении недели проводил за компьютером около 3 часов в день», «Я расстроилась, потому что утром мы поговорили с тобой об уборке в комнате, сейчас уже 7 вечера и комната не убрана».
Второе, поощрять поведение ребенка, когда он делится и выражает свои эмоции. В данном случае вы как зеркало для ребенка. У родителей часто есть страхи, связанные с выражением злости, здесь важно научить ребенка конструктивному выражению гнева и злости, а также анализу того, что с ним происходит (Что я сейчас чувствую? В связи с чем? Почему эта ситуация меня задевает?). Конечно важно учитывать возрастные особенности детей, такие вопросы подходят ребенку подросткового возраста, с детьми младше ваша роль намного больше, там вы показываете, какие чувства есть, как вы их переживаете, как себя при этом ведете.
Как можно понять, что у ребенка развивается ассертивное поведение?
Обратите внимание на то, насколько легко ему проявлять себя в разных ситуациях. Быть ассертивным значит комфортно чувствовать себя, общаясь с людьми разного уровня близости: родственниками, друзьями, учителями, одноклассники, незнакомцами. Если взаимодействие не портит настроение, ребенок не тревожится, не пытаетесь манипулировать тогда, скорее всего, с ассертивностью у него всё в порядке.
Если у ребенка будет сформирован ориентир: при принятии решений и действий, опираться на свои чувства и ощущения, то ситуаций, когда будет нарушено его личное пространство, станет значительно меньше.
Если ребенок умеет доверять себе и своим ощущениям, если он считает их значимыми, он, к примеру, не позволит сделать с собой то, что вызывает у него отвращение, или не будет поддерживать общение с теми, кто вызывает у него досаду и злость.