Противоречия подросткового возраста
Особенности подросткового возраста
Ну, попробуй объясни родителям,
Что поскольку мальчик ты стеснительный
И не любишь привлекать внимание,
Отличаясь чем-нибудь от сверстников.
То тебе, естественно, приходится
Покрывать себя татуировками,
В нос кольцо вставлять и красить — волосы
То зелёной краской, то малиновой.
Григорий Остер
Чувство взрослости
Подросток требует признания того, что на самом деле еще не сформировалось. Но именно поэтому он столь остро реагирует на любое ущемление педагогами, воспитателями и родителями его взрослой позиции: грубит или плачет, поступает вопреки установленным нормам и правилам, курит или принимает алкоголь, вступает в ранние сексуальные отношения, чтобы доказать свою взрослость.
- Стремление отмежеваться от всего детского.
- Отсутствие авторитета возраста.
- Отвращение к необоснованным запретам.
- Восприимчивость к промахам учителей.
Половое созревание
«Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у зеркала. … это же вообще не прыщ, это рог растет».
Ди Снайдер
- Бурное развитие происходит неравномерно. Например, рост конечностей опережает рост туловища, и движения подростка становятся угловатыми.
- Вероятно появление угрей.
- Повышенная утомляемость.
- Ярко выраженная эмоциональность, от агрессии до депрессии, размышления о бренности бытия.
- Отсутствие адаптации к неудачам.
- Интерес к противоположному полу, пробы наладить взаимоотношения.
Внутренний конфликт
Сильное желание уверенно чувствовать себя в компании, разделять ее нормы и интересы с одной стороны, и при этом не терять свою индивидуальность, свободно высказывать свои мысли и выражать чувства с другой.
- Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье. Стремление обзавестись верным другом.
- Отсутствие адаптации к положению «худшего».
- Интерес к вопросу «соотношения сил» в классе.
- Одиночество. Именно в этом возрасте происходит переход на новое самосознание: у подростка развивается эмоциональная и познавательная сфера, он начинает понимать себя, свою уникальность и свое место в этом мире, происходит обогащение внутреннего мира.
Как общаться с подростком
- Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
- В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
- Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
- Диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
- Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
- Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
- Будьте всегда чуткими к делам детей.
- Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
- Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
- Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
- Научите подростка преодолевать трудности.
- Сравнивайте ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед. Поощряйте даже едва возникшие потребности в знаниях, гармонии и красоте, в самоактуализации (развитии собственной личности).
- Информируйте ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
- Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
- Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).