Школьные каникулы: учиться или отдыхать - rcpp.by

Школьные каникулы: учиться или отдыхать

Нужно ли заставлять школьников учиться на каникулах?

Для родителей и близкого окружения необходимо ориентироваться на понимание того, что каникулярное время – это время отдыха и переключения с учебного вида деятельности. Конечно, заставлять – это не конструктивная стратегия. Лучше избрать стратегию аргументированного убеждения, мотивирования, заключения договоренностей. Важно напомнить, что во время каникул взрослым можно найти множество поводов ненавязчиво и не без интереса для ребёнка расширить его познавательные горизонты. Во время летнего отдыха дети ресурсные, отдохнувшие, открыты к постижению нового. Существуют различные обстоятельства, когда возникает необходимость обращения к учебной деятельности в каникулярное время. К примеру, всем известно, что на лето задают список литературы для чтения. В него, как правило, входят как обязательные произведения, которые будут проходить в следующем учебном году, так и дополнительные. У родителей часто возникает дилемма: заставлять или не заставлять читать? Важно донести ребёнку, что чем больше он прочтёт летом, тем меньше ему придётся читать в учебном году. Более того, можно «вкусно» объяснить, что читать в летний период, когда ты выбираешь сам время, атмосферу, место чтения – это особое удовольствие. Например, показать, как здорово с книгой находиться в тени зелёных деревьев, у берега водоёма, коротать время в путешествии, вечером, укутавшись тёплым пледом, с чашечкой ароматного чая на закате при свете фонаря на веранде… Как вариант, отвести определённое время для семейного традиционного чтения литературы. Это очень объединяет, и многие дети с удовольствие включаются в исполнение такого семейного ритуала. Необходимо рассматривать каждую конкретную ситуацию. Есть ребята читающие в принципе. Они читают что-то для себя и в течение учебного года. В этом случае заставлять скрупулезно читать весь список не имеет смысла. В противном случае можно отбить существующее желание и интерес к любимому занятию. Не страшно, если ребёнок что-то не прочтёт или прочтёт малую часть. Важно, что он это делает и любит это делать. Если ребёнок не читающий, то в этих обстоятельствах родитель уже не раз сталкивается с указанной выше дилеммой. Но стоит сказать, что лето – это не повод изменить стиль аргументации по поводу мотивации к чтению. Если в семье принято системно и аккуратно работать над мотивацией, то в этом русле следует продолжать. Не стоит гибкий стиль менять на более жёсткий. Но также не разумно отказываться от системы семейных договорённостей (среди них возможны и обязательства по учебной деятельности на каникулах), которые могут быть установлены между родителями и ребёнком и обязательны для исполнения. Однако, если среди учебного года или ещё ранее не существовало практики аргументированного убеждения или системы договорённостей по поводу занятий или чтения на каникулах, то следует очень взвешенно подходить к этому вопросу летом.

Как занять детей на каникулах дома, если никуда поехать не получится? Как реагировать на тот факт, что ребёнок не хочет находится на каникулах, к примеру, у бабушки в деревне?

Главные задачи каникулярного времени – это отдых, восстановление и оздоровление, для выполнения которых не обязательно куда-либо ехать. Главное помнить, где бы не находился ребёнок, что они должны быть выполнены. Безусловно, что поездки на море, в оздоровительный лагерь или к бабушке в деревню, на дачу сами по себе будут способствовать отдыху и оздоровлению. Но всё же, если у родителей отсутствует возможность поехать куда-либо с ребёнком или по каким-нибудь причинам отправить в поездку самостоятельно, то не следует считать, что лето не удалось. В городе можно легко организовать отдых и оздоровление. Большое количество образовательных учреждений и центров досуга предлагают различные программы для детей и подростков разных возрастных групп как на платной, так и безоплатной основе. Также в летний период действует много волонтёрский проектов (спортивных, образовательных, досуговых и т.д.), в которые можно включить своего ребёнка согласно его интересам, организовав ему полезное времяпровождение в каникулярное время.

Если по каким-либо причинам ребёнок не хочет куда-нибудь ехать или что-то посещать, то ни в коем случае не следует его заставлять. Можно разобраться в причинах, почему есть это нежелание (вопросы коммуникации, отсутствие интереса, страх и т.д.) Используйте систему аргументов, опираясь на индивидуальные предпочтения вашего ребёнка. Возможно, вам удастся его переубедить. Если же этого не удалось сделать, то лучше оставить эту идею. Не давите на своего ребёнка, уважайте его выбор. Помните, если ребёнок выбирает стратегию отрицания, то значит, что он не готов к предлагаемым ему обстоятельствам либо у этого есть свои причины, анализу и пониманию которых необходимо уделить внимание.