Ученик оскорбил учителя. Что делать? - rcpp.by

Ученик оскорбил учителя. Что делать?

Издревле профессия учителя занимала особенное место в культурах разных народов. Ученики относились к учителям с почитанием и трепетом, признавали значимость авторитета, выказывали уважение к возрасту и опыту. Учителя обладали высоким социальным статусом. Они ценились как основа процветания нации, как ее элита.

Но времена меняются… В интернете можно встретить ролики, где на замечание учителя ученик реагирует оскорблением или даже отвечает на встречную эмоцию кулаками. Зачастую учитель, если возникают проблемы во взаимоотношениях, один на один, без должной поддержки остается с подростками, которые продолжают нарушать правила, проверять на прочность и самоутверждаться в глазах сверстников.

 

Ничто так прочно не запоминают ученики,

 как ошибки своих учителей

Антон Лигов

Учителя – это живые люди со своими жизненными историями, слабостями, эмоциями. Они не могут всегда быть идеальными и безукоризненными. Безусловно, учительская профессия, как и любая другая, обладает своими рисками, главный из которых – высокая цена ошибок. Зачастую ученики их учителям не прощают.

Записать на счёт учителя многие ошибки, среди которых есть вещи совершенно к ним не относящиеся, помогают детям их родители. Очень часто, к сожалению, учитель не находит поддержки родителей, которые позволяют себе неуважительно высказываться о педагогах в присутствии детей. Учитель живет в обществе, которое накладывает на него порой невыполнимые обязательства (один «всеобуч» чего стоит!), а взамен транслирует лишь пренебрежение, сдабриваемое популярной фразой: «Во что превратилась сегодня школа?!».

От учителя ожидают, что он достигнет нереальных целей

 при помощи неадекватных средств.

И просто чудо, что иногда это ему удается

Хаим Гиннот

Что делать современному педагогу? Как поддерживать свой авторитет? Удерживать свою репутацию, а заодно и престиж профессии, необходимо не только ради сохранения самоуважения, но и ради тех знаний, которые мог бы воспринять ученик. Он слушает только того, кого уважает.

В Казахстане, например, принят закон «О статусе педагога», который предусматривает денежный штраф за оскорбление. У нас такого закона пока нет. Предлагаем рассмотреть несколько вариантов того, как можно педагогу реагировать на оскорбления, агрессию в свой адрес. У некоторых задач не существует идеального решения, но пробовать стоит разные.

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОСКОРБЛЕНИЯ?

  • Не опускаться до уровня неуважения. Не соскальзывать в ответную агрессию. Соблюдать дистанцию. Смотреть на ситуацию максимально объективно, не позволяя себе «обидеться» и «разозлиться». Сохранить спокойствие и в своем тоне, и в своем внутреннем мире.
  • Попытаться встать на позицию ученика и озвучить его возможные мотивы: «Ты, кажется, очень устал/переживаешь/злишься?». Здесь важную роль играет и умение правильно оценить эмоциональное состояние ученика, и возможность простить ему его ошибки.
  • Предложить агрессору мысленно оказаться в другой, осуждаемой позиции. «А как бы ты сам отреагировал на такие слова?», «Как бы ты преподавал географию?»
  • Переключить внимание с себя на ученика или на проблему, обратившись ко всему классу: «Давайте все вместе подумаем над этим вопросом!», «У кого-нибудь из присутствующих есть идеи по этому поводу?».
  • Неожиданным и располагающим шагом будет упомянуть о достоинствах и способностях ученика: «Ты же такая взрослая/рассудительная/терпеливая ученица!», «На самом деле, ты наверняка знаешь ответ на этот вопрос», «Не ожидала от такого внимательного человека, таких слов»
  • Поискать, с чем в словах обидчика можно согласиться. Возможно, в чём-то признавая свою слабость или ошибку, вы проявляете свою силу. «Я согласен с тем, что в программе есть скучные моменты», «Действительно, мы все устали».
  • Иногда имеет смысл выразить свое несогласие, принципиально не вовлекаясь в дебаты, максимально четко и корректно формулируя свою позицию: «Я с вами не согласен», «Будьте добры, не отвлекайтесь от основной темы».
  • И, конечно, остается весьма эффективный прием, который, при удачном стечении обстоятельств, может помочь и снизить агрессию, и примирить противоборствующие стороны. Используйте ЮМОР.

Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймете,

 что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги.

Слава богу, что Создатель настоящего учителя учел это важное качество,

 которое не переходит в количество, а так и остается качеством!

Александр Рыжиков