Участие в семинаре-практикуме для педагогов-психологов учреждений общего и среднего образования Ленинского района г. Минска «Я выбираю жизнь»
24 марта 2023 года педагог-психолог отдела психологической помощи в кризисных ситуациях Республиканского центра психологической помощи БГПУ имени Максима Танка Дерюгин Александр Алефтинович принял участие в семинаре-практикуме для педагогов-психологов учреждений общего и среднего образования Ленинского района г. Минска «Я выбираю жизнь», который был организован и проходил на базе социально-педагогического центра с приютом Ленинского района г. Минска.
Александр Алефтинович в рамках семинара выступил на тему «Практические приемы в работе педагога-психолога с несовершеннолетними, находящимися в кризисной ситуации».
В рамках заявленной темы были раскрыты следующие особенности консультирования:
- Знакомство и установление контакта с подростком (вопросы представления педагога-психолога и определения процесса консультирования и его особенностей).
- Нарративная оценка истории подростка о тех вызовах, с которыми он столкнулся в своей жизни.
- Описание позитивного результата к которому хочет прийти подросток (те изменения которые он обнаружит в себе в результате).
- Оценка уровня суицидального риска.
- Уточнение мыслей и эмоций подростка по поводу ситуации в режиме «там-и-тогда» и «режиме здесь-и-сейчас», а также истории негативных эмоций и убеждений.
- Снятие остроты ситуации/эффекта уникальности переживаний.
- Диагностика маркеров расстройств (тревожные или депрессивные).
- Выявление сети поддержки.
- Определение существующих у подростка стратегий совладания и антисуицидальных факторов. Поиск новых стратегий и факторов.
- Принципы составление договора безопасности.
- Обсуждение стратегии работы, домашнего задания и навыков релаксации.
А также педагог-психолог раскрыл содержание концепции управления эмоциями Эдит Евы Эгер, отметил в ней техники психологической помощи, полезные на каждом из этапов формирования навыка управления эмоциями:
-
- Замечать эмоции (обсуждение техники «Карточки чувств». Способность распознавать эмоции во временной перспективе).
- Принимать эмоции (обсуждение техники «Исследования четырех измерений бытия» по Э. Ван Дорцен, техника «Дневник эмоций).
- Проверять эмоции (обсуждение техник «Разотождествление», «Радио эмоции/убеждения, тело эмоций»).
- Отвечать эмоциям (обсуждение техники «Эмоциональный компас»).
В завершении выступления участники оценили актуальность темы, а также смогли задать интересующие вопросы.