Республиканский семинар-практикум «Предупреждение конфликтных отношений и суицидальных действий в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования»
5 января 2021 года на базе УО «Республиканский институт профессионального образования» в онлайн-формате состоялся республиканский семинар-практикум «Предупреждение конфликтных отношений и суицидальных действий в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования».
Семинар был посвящён вопросам предупреждения конфликтных отношений и суицидальных действий в учреждениях образования, поддержания дружественной, ненасильственной среды. На мероприятии выступили заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь Головнева Елена Васильевна, начальник Республиканского центра психологической помощи Матюхова Ольга Викторовна, начальник информационно-методического отдела РЦПП Семеняко Екатерина Николаевна, педагог-психолог отдела психологической помощи в кризисной ситуации РЦПП Дерюгин Александр Алефтинович, заведующий кафедрой психологии профессионального образования факультета повышения квалификации и переподготовки кадров УО РИПО Карпович Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессионального образования факультета повышения квалификации и переподготовки кадров УО РИПО Павлова Ирина Михайловна, педагог социальный, филиала «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе» УО РИПО Кихилевич Наталья Владимировна, начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО Емельяненко Юрий Владимирович.
Ольга Викторовна Матюхова представила информационно-методический потенциал и практический опыт специалистов РЦПП в оказании психологической помощи участникам образовательного процесса по вопросам поддержания дружественной, ненасильственной среды в учреждениях образования. Начальник РЦПП рассказала о задачах, направлениях работы центра, основной проблематике обращений за помощью от субъектов образовательного процесса. Она познакомила участников с результатами работы по повышению профессиональных компетенций участников образовательного процесса по вопросам оказания помощи в сложных и кризисных ситуаициях, подчеркнула роль и функции администрации учреждений образования, учителя-предметника (особенно классного руководителя) и родителей (законных представителей) ребёнка. Ольга Викторовна отметила, что практический опыт РЦПП указывает на необходимость усиления в системе образования превентивных мер по возникновению кризисных ситуаций и укреплению дружественной и поддерживающей среды.
Екатерина Николаевна Семеняко раскрыла проблемы конфликтогенной среды и её последствий в учреждениях образования. Она отметила, что присутствие конфликтов – это норма для подростковой среды общения, но важно, чтобы они разрешались и преодолевались, а не замалчивались и усугублялись. Начальник информационного-методического отдела РЦПП подчеркнула, что создание образовательной среды, способствующей усвоению опыта принятия конструктивных, успешных решений в случае возникновения различных трудностей и конфликтных ситуаций в том числе – это основная задача школы любого уровня.
Александр Алефтинович Дерюгин рассказал о том, что несмотря на то, что в Республике Беларусь существует алгоритм действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних, а также методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся, необходимо учитывать уникальные черты, выявлять те факторы, что могут оказывать влияние на процесс оказания психологической помощи ребенку с целью повышения эффективности интервенций. В связи с этим необходимо ввести в образовательную программу для специалистов кризисной сети психологов по работе с суицидальными проявлениями тему «Стратегии совладания со стрессом у педагога-психолога».
Итоги мероприятия были подведены в рамках круглого стола.