Тренинг по профилактике эмоционального выгорания для педагогов-психологов республиканской сети кризисных психологов учреждений образования Гомельской области
Матюхова Ольга Викторовна, начальник РЦПП, и Бурачевская Эмилия Геннадьевна, педагог-психолог отдела психологической помощи в кризисных ситуациях РЦПП провели тренинг по профилактике эмоционального выгорания для педагогов-психологов республиканской сети кризисных психологов учреждений образования Гомельской области. Тренинг прошел 8-9 июня 2022 г. на площадке ГУО «Гомельский областной социально-педагогический центр».
Эмоциональное выгорание (burn-out) — это симптом нашего времени. Это состояние истощения, которое приводит к параличу наших сил, чувств и сопровождается утратой радости по отношению к жизни. В наше время случаи синдрома выгорания учащаются. Это касается не только социальных профессий, для которых синдром выгорания был характерен ранее, но и других профессий, а также личной жизни человека. Распространению синдрома выгорания способствует наша эпоха — время достижений, потребления, нового материализма, развлечений и получения удовольствия от жизни (Альфрид Лэнгле, 2014).
В ходе тренинга по профилактике эмоционального выгорания были затронуты следующие темы:
- синдром эмоционального выгорания как реакция на дистресс (механизмы, стадии развития, причины, последствия);
- признаки и симптомы эмоционального выгорания. Анализ факторов, способствующих эмоциональному выгоранию;
- особенности эмоционального выгорания, мифы и ценности работников помогающих профессий;
- способы профилактики эмоционального выгорания, методы самопомощи и саморегуляции;
- выявление и коррекция когнитивных искажений, связанных с профессиональной деятельностью;
- работа с экзистенциальными установками и ситуативными позициями.
Мероприятие проводилось в рамках проекта, который реализуется учреждением образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» при поддержке представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.
В процессе тренинга участники отвечали себе на простые вопросы:
Нравится ли мне делать то, что я делаю? Люблю ли я это делать? Чувствую ли я, что это хорошо? Настолько хорошо, что я делаю это охотно? Приносит ли мне то, что я делаю, радость? Для чего я это делаю? Какой в этом смысл? Является ли это для меня ценностью?
Каждый из участников проявил высокую заинтересованность в продолжении встреч, направленных на профилактику эмоционального выгорания.