Завершение обучающей программы «Психологическое благополучие школьников: стратегии и инструменты профилактики самоповреждающего поведения и помощь в кризисной ситуации»
C 7 по 11 декабря 2020 года прошло обучение в рамках повышения квалификации специалистов «Психологическое благополучие школьников: стратегии и инструменты профилактики самоповреждающего поведения и помощь в кризисной ситуации». Обучающая программа стала первым этапом в реализации проекта о сотрудничестве Представительства Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь и Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.
Проект «Психологическое благополучие школьников: профилактика суицидального поведения и помощь в кризисной ситуации» направлен на укрепление институцианального и профессионального потенциала системы образования по вопросам оказания психологической помощи и сохранения психологического благополучия детей и подростков, а также укрепление потенциала семьи.
В программе повышения квалификации приняли участие специалисты региональной кризисной сети психологов, представители академии последипломного образования, Республиканского института высшей школы, института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Республиканского института профессионального образования, специалисты Республиканского центра психологической помощи. В дальнейшем из них будет сформирована и подготовлена команда специалистов, работающих над реализацией задач проекта.
Ведущие обучения:
Профессор Пьер-Андре Мишо (Швейцария) – доктор медицины, почётный профессор факультета биологии и медицины Университета Лозанны, профессор подростковой медицины (1998-2014), бывший руководитель многопрофильной группы по охране здоровья подростков (отделение педиатрической, университетской больницы/CHUV, Лозанна).
Пилягина Галина Яковлевна (Украина) – заведующая кафедрой психиатрии имени П.Л.Щупика НМАПО, доктор медицинских наук, профессор, практикующий психотерапевт (экзистенциальная и когнитивная психотерапия), автор 120 научных публикаций, 2 руководств и 6 научно-методических пособий. Основная сфера интересов – суицидология.
В ходе обучения были поставлены и достигнуты следующие цели:
- Понимание особенностей развития в подростковом возрасте и роли роста головного мозга в формировании настроения и поведения подростков;
- Формирование навыков аффективного интервью при изучении образа жизни подростков;
- Определение психического здоровья, психических расстройств и благополучия в подростковом возрасте; выявление факторов, способствующих или подрывающих психическое здоровье подростков, включая понятие устойчивости;
- Составление перечня и определение основных симптомов проблем/расстройств психического здоровья в подростковом возрасте, включая депрессию, самопричинение вреда и суицидальные наклонности;
- Ведение случаев: выявление и поддержка подростков в кризисной ситуации, в том числе свидетелей и жертв угроз и насилия (включая буллинг);
- Ведение случаев: выявление и поддержка подростков с расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ и/или проблемами в сети интернет;
- Ведение случаев: разработка индивидуальных процедур, снижающих стигму в отношении психических заболеваний и инициирование поддерживающей терапии или направление к специалистам по вопросам психического здоровья в ситуациях риска и управление кризисными ситуациями, включая суицидальные наклонности или попытки;
- Идентификация эффективных межведомственных стратегий и программ профилактики в школах по вопросам психического здоровья, самоповреждения и суицидального поведения;
- Осуществление эффективных мер по профилактике суицидов и укреплению психического здоровья на уровне школы и сообщества;
- Обзор эффективных интерактивных стратегий и инструментов обучения; адаптация собственного обучающего курса с учетом местной/региональной специфики.